Каракулова Г.К.
Активный центр и его связь
с идеей рассказа А. Платонова «Цветок на
земле».
«Я человек. Я родился на прекрасной живой земле.
О чем вы меня спрашиваете? О какой красоте?
О ней спросить может дохлый: для живого нет
безобразия».
А. Платонов. Автобиографическое письмо.
Андрей Платонов – писатель, занимающий особое место в русой литературе. Мы обратились к начальному периоду его творчества для исследования системы структуры «Цветка на земле» (Андрей Платонов. Избранные произведения. Рассказы. Повести. – М.: Мысль 1983 – С.279-281), написанного в 40-е годы и отнесенного им к жанру рассказа. Работа представляет методику определения активного центра и его связи с идеей текста. В данном ключе он ни кем не изучался.
Смысл названия произведения раскрывается на идейно-тематическом уровне и является знаком. Образность заглавия символизирует жизнь на земле, олицетворяющую назначение человека-творца.
Платонов посвящает рассказ раскрытию одухотворенной детской души, которая тянется к познанию, хочет научиться открывать для себя мир. Уже во вступительной части очевидно, что речь пойдет о непоседливом, любознательном маленько мальчике, в котором жизнь бьет ключом: «Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет» (С.297).
Сцена бесконечного сна деда перекликается с обломовским «царством дремоты». Проследим за «диалогом» (интертекстуальность) между текстами И.А.Гончарова (И.А. Гончаров Соч. В 4-х тт. Т. 2 – М.: «Правда», 1982.) и А. Платонова. Мальчики в их изображении – бесспорно талантливые дети. Сходство деталей подтверждает родственность произведений («одни в целом мире» - «один в поле»; «кто где спит» - «дедушка спит, «обегая по скрипучим доскам кругом» - «ходил вокруг стола»; «следил глазами» - «глядят глазами»; «наблюдает за пауком» - «смотрел на мух»).
У Гончарова семилетний Илюшенька не препятствует символическому сну Обломовки, а только наблюдает за ним. Он не будет няньку, а наоборот, ждет того мгновения, когда она заснет, чтобы начать «самостоятельную жизнь». Это объясняется тем, что сонная жизнь «окаменелого царства» - это часть внутреннего мира русского барина, коим является и Илья Ильич. Используя детали «восстали все толки и предания», «объял ужас», «дрожа от страха, Гончаров показывает, что для обитателей Обломовки главными были чувства неверия и суеверия, страх перед новым, происходящий от невежества. И няньку свою Илюшенька разбудил только из чувства страха, который сопровождал его в последствии всю жизнь накануне возможных перемен.
Платонов же изображает сопротивление ребенка: - «А тебе ведь темно спать, - говорил Афоня. – На дворе солнце горит, там трава растет, а ты спишь, ничего не видишь» (С.279). Знаки «солнце горит», «трава растет» передают внутреннее стремление мальчика к солнечному теплу, чувство сопричастности к миру.
Следует обратить внимание, что автор изображает тонкую душу одаренного деятельного и энергичного ребенка, раскрывая это в знаковой системе: «Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде деда были хлебные крошки, и там жил еще один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из головы деда, а комарика прогнал оттуда – пусть живет отдельно». «Афоня же остался один в избе, и опять стало ему скучно. Он ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее: потом Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать» (С.279).
Как вы считаете, почему Платонов изображает стол, крошки, кормление мух, ходьбу вокруг стола маленького мальчика?
Функция хронотопа избы во вводной части – отгородить ребенка от всей окружающей жизни. Но он действует, чтобы выбраться из этого замкнутого пространства и обращается за помощью к своему деду: «- А ты не спи! – сказал Афоня. – Ты скажи мне про все!» (С.280).
Объятая тема отражающая эпоху 40-х годов, содержит конфликт поколений - дореволюционного (дед) и послереволюционного (Афоня). В основе его – идеологический мировоззренческий спор двух систем. Наиболее ярко она раскрывается в настоящем времени повествования: с эпизода похода деда и внука в поле.
Но дед способствует первому шагу внука в большой мир через общение с природой, обогащающей духовный мир человека, независимо от душевного состояния. Употребляя хронотоп, дороги, автор выражает идею становления характера, психологического развития. «Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился возле голубого цветка, терпеливо росшего корнем у мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок» (С.280-281).
Как характеризует этот жест деда? Воспитывается ли этим внук, неотрывно наблюдающий за ним?
Путь старца с малышом по полевой дороге на пастбище помогает мальчику в духовном возмужании. Это раскрывается и через деталь «терпеливо», ассоциирующуюся со способностью живого существа быть выдержанным, проявлять настойчивость и упорство в работе. Намечено движение в мир познания: меняется взгляд Афони на цветок: «А цветок ты видишь, жалконький такой, а он живой и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь» (С.281). Детали «тело», «из мертвого праха», «мертвую сыпучую», «живое» передают науку деда о будущем, которое построит себе Афоня.
Знаково отражена параллель между образом цветка и человека. Любя природу, восхищаясь преклоняясь перед красотой, не отделяясь от нее, а чувствуя себя ее частичкой, человек может достичь гармонии. «И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помигаем. А этот вот желтый цветок на лекарство идет, его и в аптеку берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.
Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет» (С. 281). Прием параллелизма объясняет мысли мальчика, который задался вопросом, с помощью взрослого открыл прекрасное в природе и в жизни, приобрел не большой жизненный опыт. Деталь «захотел» обозначает попытку, решение самому стать творцом жизни. Побуждение к действию усиливает употребление хронотопа поля, раскрывшего идею неоглядной шири, неограниченного пространства, в границах которого малыш Афоня в дни бедствий народа внес свою лепту в продолжение жизни на земле. «А маленький Афоня остался один в поле. Он собирал желтых цветов, сколько мог удержать в охапке, и отнес в аптеку, на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран» (С.281). Платонов намеренно избегает изображения гаснущего дня, для него важно было показать открытие этого дня, его нетленность.
Активный центр составляют фокусы знакового, сюжетно-композиционного и идейно-тематического уровней. «Дел кротко улыбнулся, погладил голову внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул» (С.281).
Фокус знакового уровня представлен ключевыми словами («цветок» - «земля»). Противоречивое психологическое состояние деда выражается через знаки («кротко улыбнулся» - «погладил по голове»): запальчивое обвинение ребенка умудренный опытом старик воспринимает с чувством снисхождения и любви. Однотипное на первый взгляд действие («улыбнулся»-«погладил») на самом деле выражает противоречие. Сожаление деда от того, что он не сможет помочь внуку в безболезненном приобретении жизненного опыта. Отсюда «кротко улыбнулся» в ответ на обличие внука. Любовь, снисходительность проявляются в движении «погладил по голове». Еще одно противоречивое психологическое состояние деда-его бодрость и последующее погружение в сон.
Фокус идейно-тематического уровня определяется противоречием реакций внука и деда («Ты не знаешь» - «кротко улыбнулся», «погладил по голове»). В активном центре, как видим отражена только реакция деда в завязавшемся споре, изображенная автором через показ его мудрости.
В прямом движении смысл произведения связывается с объектной темой – спором поколений и их различием. В обратной связи возникает переосмысление, формируя в нашем восприятии инвариантную тему. Тему преемственности поколений в плане неразрывной связи естественных чувств доброты, трудолюбия и духовного начала. Воспитательная функция лежит на деде, и он выполняет ее, внушая внуку нравственные правила. Нравы же старика были воспитаны трудом, раскрывая это, писатель усиливает внимание на руках деда: «Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали» (С.279). Руки – это знак трудолюбия. Недаром они похожи на ствол дерева, а жилы – на корневище, уходящее глубоко в землю, потому крона этого дерева – молодая листва – это его внук.
В свете активного центра, выражающего идею нравственной преемственности поколений, мы переосмысливаем ключевое слово («сон», «заснул»): это не только бессилие старости, но знак заслуженного отдыха. По замыслу Платонова, сознательное изображение бодрствующего внука и сонного деда означает вечный коловорот в связи поколений: уходящего и нового.
Система фокусировок позволяет определить, помимо идеи, также жанр произведения и его разновидность. Это философско-психологический рассказ. Содержание фокусов – внимание к внутреннему миру человека в связи с общечеловеческими нравственными проблемами говорит о романтико – реалистическом изображении. Подтверждение этому сочетание символической и психологической образности: дед, внук, цветок на земле – это символический тип образов одного ряда, утверждающий в качестве прекрасного нравственное начало труда пахаря. Одновременно писатель отразил психологическую борьбу в героях. По связи фокусов с деталями и знаками (причинно-следственная и функциональная) можно судить, также о стилевом синтезе, что подтверждается напряженным интересом писателя к психологическим переживаниям ребенка. Следовательно, «Цветок на земле» Андрея Платонова – это философско-психологический рассказ, по стилю относящийся к романтико-реалистическому синтезу.
Системный анализ художественного произведения. Научно-методическое
пособие.
Вып. 1. Рауан. Алматы 1998.