Каракулова Гульнара.
«Горячая
линия» в призме общественного мнения:
настоящее
и перспективы.
Социально-экономические проблемы современного
общества, прогрессирующая безработица обострили проблему трудоустройства не только в своей стране, но и за рубежом. Люди трудоспособного
возраста, и особенно в границах 18-45 лет, предпринимают попытки обеспечить
себе заработок за рубежом. Однако, существует
достаточное количество проблем с
оформлением документации, легальным въездом, легализации и прав деятельности
туристических фирм, организующих выезд. Практика деятельности большинства таких
турфирм показала целый ряд нарушений законодательства и в связи с этим,
печальный опыт многих обманутых людей.
Достаточно проблематично пребывание
наших соотечественников непосредственно за рубежом. Незнание элементарных прав,
законодательства той страны, куда они выезжают, предпочтение “более легких путей” (без оформления
соответствующих документов, страховки),
определяют большей частью бесправность существования. Одним из
проявлений “легких денег” считается проституция и сутенерство за рубежом.
Девушки и женщины, предпочитают нелегальным путем в кратчайшие сроки заработать
приличные деньги, но попадают в сети достаточно налаженной системы сексуального
рабства, где предусмотрены все меры для
сохранения стабильности и недопущения получения сверхприбылей.
Южно-Казахстанская область является одним из
резервуаров, транспортным центром нелегальной отправки “живого товара” по месту
назначения. Правоохранительные органы достаточно глубоко изучают систему
нелегальной отправки, которая до
настоящего времени является хорошо отлаженной.
Статистика временной миграции за
рубеж показывает большое число желающих работать за рубежом, в этот контингент
входят возрастные группы от 18 до 35 лет без полового разделения.
Мониторинг звонков “Горячей линии”
консультирования по проблемам траффика Женского Ресурсного Центра в партнерстве с
Миссией Международной Организации по Миграции в Казахстане за 3 месяца
показывает, что цели выезда, особенно девушками и женщинами раскрывается неохотно,
неопределенно. В связи с этим, существует реальная угроза стать жертвами
сексуального рабства. Проблема доверия и искренности ответов респондентов в
социологии, психологии является достаточно деликатным вопросом, поэтому даже
при гарантированной анонимности неохотно или вообще не раскрываются вопросы
сексуального рабства, которые завуалированы под общие вопросы о трудоустройстве
за рубежом. Специфика работы анонимной
“Горячей линии”, определенная популярность для начальных этапов
существования определилась достаточно широким спектром вопросов, по которым
были проконсультированы респонденты.
За 3 месяца своего существования, поступило 330 звонков, из которых 145 –звонки от женщин, 185- звонки от мужчин.
В декабре 2001 года из 82 звонков, 65 звонков (79,2%) были связаны с вопросами трудоустройства за
рубежом, из них 23 (28,1%) звонка от женщин и 42 (51,2%) звонка от мужчин.
Практически все звонки связаны с проблемами заработков. Консультант дал
рекомендации соблюдения мер предосторожностей по оформлению документов,
непосредственного пребывания за границей и устройства на работу. Открытие и
работа “Горячей линии” получили широкое освещение в местных СМИ: телевидение “Отырар”, газетах “Реклама”, «Шара-Бара». Профессиональные
консультирования по проблемам трудоустройства вызвали негативную реакцию у
ряда анонимных лиц и турфирм, не имеющих
официальные лицензии, поскольку информированность в этом вопросе среди
населения поднимает рейтинг только официально зарегистрированных, создавая
жесткую конкуренцию. Следствием данного факта стали звонки с угрозами и
требованиями о прекращении консультирования. Защита правоохранительных органов
разрешила возникший инцидент, грозящий
было превратиться в криминальный.
Такая реакция на деятельность
“Горячей линии” свидетельствует о необходимости информирования населения,
расширения круга лиц, заинтересованных в данной информации и выведения такого
опыта на масштаб области и города.
Из 154 звонков, приходящихся на январь 2002 года, 145 (94,1%) звонков были
посвящены вопросам трудоустройства за рубежом, из них 61 (39,6%) от женщин и 84
(57,9%) от мужчин. Среди других
вопросов, интересующих респондентов были: 2 звонка – эмиграция, 1 звонок –
интерес к коммерческому сексу, 1 звонок – проблемы воссоединения с родными за
рубежом. В целом, показатели интереса
респондентов к информированности по
вопросу трудоустройства значительно
выросли.
Из 94 звонков, приходящихся на февраль 2002 года, 74 (78,7%) звонка
касались непосредственно вопросов трудоустройства за рубежом, из них 32 (43,2%)
от женщин и 42 (56,7%) от мужчин. Другие темы, затронутые респондентами:
вопросы эмиграции – 1 звонок, возвращения граждан на родину –1 звонок, проблемы
семьи, родственников и близких – 10 звонков. На первый взгляд семейные проблемы трудоустройства в ряде
случаев связаны с проблемами потери
связи с ними. То есть, потенциально существует проблема как попадания в зависимость (не обязательно
сексуальную), так и непосредственно сексуального рабства, если это молодые
люди.
Первые этапы деятельности “Горячей линии” являются показателем
необходимости ее существования. Профессиональное консультирование по вопросам
трудоустройства, последствий траффика, заполнит вакуум, имеющийся между общественным
мнением и органами, призванными заниматься непосредственно вопросами миграции,
трудоустройства в республике и за рубежом. Длительная практика существования
“Горячей линии” определит доверительное отношение к ней, в связи с этим, и
вопросы, не затронутые респондентами, но, имеющиеся в статистических данных по
области, такие как, заключение и
расторжения брака с иностранцами, конкретных случаев траффика,
коммерческого секса, здоровья, станут менее завуалированы. Расширение сферы
информированности населения по вопросам трудоустройства за рубежом, особенно,
молодежи, является актуальной социальной проблемой нашего региона, республики в
целом. Но для Южно-Казахстанского региона она является проблемой № 1 как
транспортного центра нелегального осуществления траффика.
Устойчивое развитие (Sustainable Development). Информационно-Аналитический бюллетень для общественных
организаций Казахстана и Центральной Азии. № 2 (32), март-апрель 2002.