Каракулова Г.К.

 

О стилевом и жанровом своеобразии

 новеллы «Свидание» И.С. Тургенева.

 

            Рассказ «Свидание» (1850) И.С. Тургенев включил в «Записки охотника» [И.С. Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. – М.: «Правда», 1979. – С. 236 - 244].

            Он исследуется в работе в связи с поиском критериев, помогающих определить стиль произведения как результата творчества. На наш взгляд, во-первых, одним из них является содержание объектной темы – борьба между естественными чувствами и социальным положением, наиболее ярко раскрывающаяся в сцене свидания – в настоящем времени повествования, в словах Виктора, объясняющего Акулине причину беспочвенности ее надежд. Вследствие этого можно судить, что в эстетическом идеале И.С. Тургенева антропологическое противопоставляется социальному. А это явный признак романтического изображения, предметом которого, как видим, явились чувства героев.

            Другим критерием является осмысление активного центра и содержание составляющей его системы фокусов, инвариантную тему. Потому обратимся к анализу заключительных строк рассказа («Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня…» [С. 244]).

            Романтический стиль в «Свидании» сопряжен с ритмико-интонационным уровнем и его фокусом (завершение произведения функциональной паузой, т.е. многоточием).  Что говорит о жанре лирического произведения, построенного на слиянии чувств рассказчика и героини, читателя и рассказчика, читателя и писателя, передающем психологическое состояние лирического героя. Наблюдается явный контраст между полнокровными, разнообразными чувствами, переживаемыми на природе в связи с восприятием ее явлений и чувством грусти, сочувствия к Акулине [психологический фокус]. И.С. Тургенев доносит до нас свое представление о прекрасном и безобразном через изображение взаимоотношений личности и общества. Эстетический идеал художника слова передается хронотопическими знаками [«роща» - «дом»] с намеченным контрастом между природой и обществом. Этот контраст отражает дискуссию о значимости натуры и влиянии общества на личность в 50-е годы: Тургенев, как видим, был сторонником отстаивающих безусловность влияния среды на качество человека и его судьбу [«Я вернулся домой – но…»]. Очевидно, обнаружение идейно-тематического фокуса в активном центре, не отразившееся в смысле названия. Потому по доминированию фокусов «Свидание» можно отнести к лирико-философскому, психологическому произведению.

            Содержание выявленной системы фокусировок и их связь между собой («принцип противоречия») определяет инвариантную тему [т.е. идею] «Свидания», которая в силу доминирования в ткани повествования потенциальных, т.е. скрытых противоречий, будет переосмыслена, что присуще жанру новеллы. Идея, как известно, проистекает из соотношения хронотопов прошлого и настоящего изображения событий.

            Поскольку идея (содержательный фактор произведения) неразрывно сочетается с жанром (фактором формы произведения) через диахроническое или синхроническое соотношения прошлого и настоящего, то произведения И.С. Тургенева является, на первый взгляд, рассказом. По прочтению текста мы осмысляем его суть: утверждение в качестве прекрасного глубоких, естественных чувств. А в обратном движении смысл рассказа воспринимаем по – иному: писатель утверждает уже мысль о бессилии прекрасной натуры, природы [«роща»] перед сковывающими путями социального строя [«домой»]. И слышен страстный протест писателя-гуманиста против крепостного права. Презрение к слабой натуре Виктора, поддающегося влиянию среды, уравновешивается пониманием, что чистота и естественность натуры Акулины тоже не в силах противостоять среде. Это и обуславливает реалистические тенденции в романтической по стилю новелле «Свидание» И.С. Тургенева. Прав великий критик В.Г. Белинский, отношений «Записки охотника» к произведениям антикрепостнической направленности.

            Итак, стиль «Свидания» исследован нами на основе важнейшего критерия, т.е. по содержанию объектной и инвариантной темы и их соотношению: при переосмыслении инвариантная тема по законам романтического стиля не совпадает с объектной темой по смыслу.   

            В этой связи нами исследуются и ключевые детали и знаки. Они определяются парными словами с антонимичными знаками, представляющими в в скрытой или в открытой форме (то, что Ю.Г. Нигматуллина относит к реальным и потенциальным деталям и знакам).

            Функция их в раскрытии стилевого типа также неоспорима: потенциальные детали и знаки в активном центре, по мнению А.Е. Кулумбетовой, присущи романтическому стилю с реалистическими тенденциями,  реалистическому и романтико-реалистической двуплановости. А реальные детали и знаки – реалистическому стилю с романтическими тенденциями, либо романтико-реалистическому синтезу. Таков третий критерий определения стиля по типам связи.

            Как мы заметили, ключевые слова в концовке «Свидания» выражают скрытое противоречие, восстанавливаемое нами  с учетом предыдущего повествования [«домой» - «роща», «хранятся» - «давно увядшие», «хранятся» - «уронил васильки на траву»]. Содержанием доминирующего знакового фокуса в активном центре является противопоставлением рассказчика и героя через их восприятие Акулины.

            Какова стилевая роль ключевых знаков и деталей в системе и структуре произведения в целом?

            Смысл новеллы автор доносит до нас через сочетание знакового, сюжетно-композиционного, ритмико-интонационного уровней и их фокусов. Основным критерием определения доминирующих уровней структуры произведения будет название. Исходя из этого, главенствующими являются сюжетно-композиционный и знаковый уровни:

1)      свидание – это заранее условленная встреча, замещает наше представление об интимных отношениях (знакомый фокус);

2)      интерес читателей к героям, пришедшим на свидание, к их психологии, событиям составляет содержание сюжетно - композиционного уровня;

3)      понятие «свидание» сопрягается с эмоциональной сферой восприятия и выражает значимость ритмико-интонационного уровня.

            Начало новеллы – это описание природы, своеобразного «пейзажа души». И.С. Тургенев – мастер этого приема, позволяющего предвидеть дальнейший ход событий и раскрыть внутренний мир героев. Ключевые детали и знаки последовательного описания пейзажа подчинены определенному ритму в плане смены  негативного позитивным, мрачного светлым. Однако такое осмысление возникает лишь в прямом движении,  а в обратном – позитивное и светлое тускнеет, теряет свою значимость.

            «Осень» - знак спада чего-то, приближение холода, прогнозирующий нечто отрицательное.  «Утро» - начало нового дня, связанное с переменной. В прямом движении возникает мысль о возможности надежды. А в обратном движении смыслы этих знаков вместе предвещают что-то грустное.

            В начале повествования присутствует знаковый микрофокус с отрицательным значением [«около половины сентября»]. Потенциальный смысл его в обратном движении пика борьбы между светлыми и мрачными и закономерного перевеса последнего.

            Реальные детали [«перепадал мелкий дождик» - «солнечным сиянием», «то все заволакивалось» - «то расчищалось»] в прямой связи передают ожидание чего-то радостного, а в обратной –предвосхищают содержание сюжетного действия самого свидания и подчеркивают несовместимость Акулины и Виктора.

            В описании же осенних красок внутренности рощи наблюдается противоположная смена ритма: налицо контраст между радостью, надеждой и пустотой, блеклостью [«озарялась вся»: «нежный отблеск белого шелка», «листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом», «подобный цвету переспелого винограда» - «все кругом слегка синело»: «яркие краски мгновенно гасли», «без блеску, белые»]. Использование художником эпитетов и олицетворения служит средством усиления несходство человеческих переживаний крестьянки и камердинера, а также переменчивости ощущений влюбленной девушки. Романтическое противопоставление светлого и мрачного [«яркие краски» - «гасли»] связано с романтическим мироощущением (трагическое - безобразное).

            И.С. Тургенев использует прием психологического параллелизма, который является своеобразным зачином, эмоциональным ключом  к раскрытию последующей картины. Сходство между листвой берез и Акулиной как внешнее, так и внутреннее: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая,  и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, через каждую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем» [С. 237]. Эпитеты [«зелена», «молоденькая», «ярко вспыхивала»] говорят о прочной связи березового леска и Акулины. Героиня, словно одна из стихий природы, вырастает из березовой рощи. «… Вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшие ветром; погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняла сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и яркий вечер после ненастного дня.  Я собрался, было встать и снова попытать счастье, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка» [С. 237-238]. Метафоры [«наполнена солнцем», «радостно шумевшую», «искрилось», «облака скрывались», «погода расчистилась», «свежесть»] предсказывают, что речь пойдет о принятом прекрасном. Знаковая деталь «вгляделся» подтверждает нашу мысль о единстве и неразрывности Акулины и природы.

            Описание внешности девушки говорит о ее духовной чистоте [«белая рубаха», «белокурые волосы», «лоб белый»].  «Желтые бусы» свидетельствуют, что она принарядилась для кого-то.

            Детали [«след слезы», «веки ее покраснели», «горько шевельнулись губы»] выражают грусть, задумчивость, сердечное переживание.

            Заключают противоречие детали и знак, построенный на сравнении [«глаза, большие, светлые и пугливые, как у лани»], которые выражают характеристику девушки – грациозной и пугливой одновременно.

            Душевное удовлетворение противопоставляет чувству тревоги, сомнения, робости и неуверенности [«вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась» - «опять поникла вся, побледнела, смутилась»].

            Психологическое описание [«трепещущий, почти молящий взгляд» напряженности чувств, сильного волнения Акулины из-за душевных переживаний передает колебание, страх.

            Вторая параллель – между  образами осины и Виктора. «Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я с своей собакой прошел через высокую осиновую рощу»

[С. 237].

            Отношение автора к природе адекватно отношению к герою. Для того, чтобы подчеркнуть важнейшие мысли, И.С. Тургенев использует прием повтора и акцентирует на них внимание читателя. [«Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину…» - «Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления»; «… с ее бледно-лиловым стволом» - «… розовый галстук с лиловыми кончиками…», «…качанье ее круглых неопрятных листьев… » - «Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки…» (Подч. мной. – Г.К.С. 237, 239)]. Знаки [«металлической листвой» - «пальто бронзового цвета»] – выражение холодности, враждебности.

            Уже первые фразы Виктора свидетельствуют о его бездуховности, он обращается к девушке с чрезвычайной важностью и пренебрежением  [«… величественно провел рукою…», «… с достоинством посмотрев кругом…»].

            Описание внешности камердинера говорит и об отсутствии какого-либо вкуса, стиля, изящества: «… накрахмаленные рукавчики закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев, украшенных серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы» [С. 239].

            Деталь [«ломался нестерпимо»] выражает самодовольство и хамство Виктора [он считает, что обладает выдающимися свойствами, положительными высокими моральными качествами и уважает их в самом себе («… с великодушным терпением и снисходительностью сносил ее обожаньем…», «пресыщенное самолюбие»)], внушающие Акулине преклонение перед ним («- Видно, нам не годится»; «… робко поцеловала»).

            Автор показывает его человеком, лишенным острого восприятия, несообразительным, ограниченным  и бесчувственным, на которого повлияла среда [одежда с барского плеча, передающая безвкусицу – заурядная внешность не развитой личности]. Он стремится соответствовать необходимым требованиям, своему «высокому» положению, не задумываясь об обратном эффекте [«потянулся», «лениво»]. В нем мы видим безразличное отношение к чувствам Акулины, он держит себя с ней с зазнайством, разговаривает горделиво-надменно [«… ты не глупа, не совсем мужичка…», «без образованья»], считая, что простая крестьянка не заслуживает его внимания. Именно поэтому он «лениво» принимает ее подарок – «пучок голубеньких васильков» [«небрежно», «с задумчивой важностью»], который затем равнодушно «уронил».

            Последний эпизод новеллы – картина осени, приближение зимы – помогает понять идею произведения. Акулину ждет горькая, тяжелая судьба [«свежая улыбка увядающей природы», «зимы»], это подтверждает и образ ворона – символы беды. Беда героини – в невостребованности ее  светлого и самоотверженного чувства любви. Эта часть представляет лирическое отступление от сюжета  «Свидания». Роль рассказчика лирическая: происходящее воспринимается нами  через его точку зрения – третьего героя новеллы, и он, лирический повествователь, определяет композицию рассказа – кольцевую: пейзажные картины начинают и завершают повествование.

            Хронотоп новеллы – березовая роща, знак доминантности антропологического принципа, содержащий в себе свет, надежду. Все действие протекает на природе, так как любовь- это природное чувство. Это подсказка писателя о романтическом сюжете – свидание молодых людей.    Символический хронотоп основан на приеме параллелизма. Чувство было драматично для крестьянки, борьба в ней надежды с безнадежностью составляет суть психологической борьбы.  Тургенев раскрывает причину ее несчастья: Слипую любовь к ничтожному человеку. Вспомним о предметной детали «стуча пустой телегой…», которая напрямую ассоциируется с образом Виктора, в отличии от Акулины, находящегося в постоянном движении, однако не накопившего духовного багажа. 

            Очевидно, что исследованная нами система ключевых слов (хронологических и предметных знаков и деталей) связана с системой образов и ее типов. Природа описана в  символическом ключе и, занимая главное место в повествовании о человеческих чувствах, внутреннем мире личности, подчеркивает пустоту Виктора [«пустая телега»] атирического образа, и напряженную психологическую борьбу в Акулине и лирическом герое. Итак, как показало исследование нами критериев по определению стиля произведения, при доминировании символического типа образности, значимы и психологическое и статистическое раскрытие героев, что говорит о романтическом с реалистическими тенденциями стиле «Свидания» И.С. Тургенева. По жанру – это лирико-философская и психологическая новелла.

 

Системный анализ художественного произведения. Научно-методическое пособие.

Вып. 1. Рауан. Алматы 1998.