В беседе с корреспондентом
«Ферганы.Ру» Марфуа Тохтаходжаева рассказала о том, как у нее возникла идея
создания книги, коллективным автором которой были бы сами женщины, и о том как
эта книга создавалась.
- Идея книги появилась у меня в конце 90-х годов. У Фонда Сороса была такая
программа - сбор устных историй. Такие истории собирала Марианн Камп, это были
истории женщин, которые когда-то участвовали в худжуме. Худжум – это
сжигание паранджи. Марианн Камп собирала истории, записанные в советское время,
записанные в перестроечное время, и те, что были у нас зафиксированы в период
независимости. И одни и те же женщины говорили о разных вещах и по-разному. И в
советское, и в перестроечное время они, главным образом, говорили о том, что от
них ожидают, и только где-то после 90-х годов они стали рассказывать истории,
может быть, более приближенные к тому, что было на самом деле. Вот мы всегда
представляли, что узбекские женщины – они обязательно в парандже, они
обязательно такие забитые и так далее. Но уже в начале XX века, в десятых и в
двадцатых годах были женщины, которые никогда не носили паранджи. Это были
дочери, жены просветителей, и их истории особенно интересны тем, что многие из
них участвовали в худжуме уже в качестве организаторов. Так вот Марианн Камп
собрала истории этих женщин, скажем так, узбекских барышень, которые
адаптировались к советской реальности, как бы меняя свою идентификацию. В
историях, которые они рассказывали в советское время, все они представали
дочерьми бедных крестьян или происходили из рабочей семьи, а на самом деле всё
это было не так.
XX век очень неоднозначен, и
очень интересен для историков. Меня удивляет, почему до сих пор нет книг по
истории нашей страны в XX-м веке. Советская историография описывала одни
стороны жизни и с идеологическим уклоном, после независимости идеология стала
другой, она стала описывать всё это уже в другом свете, и то, что в советское
время было белым, вдруг стало черным. А на самом деле и белое было, и черное
было.
Так вот, меня это заинтересовало, потому что я хотела
услышать правдивые истории. Когда я работала в Женском ресурсном центре,
просуществовавшем почти 12 лет (был закрыт в конце
2005 года, когда власти запретили деятельность большинства узбекистанских НПО.
– прим. ред.), я встречалась со многими женщинами по роду своей работы.
Однако проблема заключалась в том, что собрать правдивые истории очень трудно
(я уже не говорю о мужчинах, поскольку я сама работала журналисткой, и мне давали
такие интервью, где правды, может быть, было процентов на пять - не больше).
Работая с женщинами, я поняла, что можно добиться – не скажу полной правды –
но, во всяком случае, достаточной открытости. Я выбирала героинь, которые не
были знамениты своими постами, своим положением. Потому что с такими женщинами
я тоже имела дело, но все их истории были очень однообразны: женщины говорили,
какие они были хорошие, какие они были бескорыстные, и что их зря обидели,
убрав с той или иной должности. Поэтому я решила, что это должна быть
совершенно другая группа женщин. В процессе работы я встречалась с ними много
раз, с некоторыми до десяти раз, чтобы проверить то, что было ими сказано или
еще что-то добавить.
Фергана.Ру: - Бросается в глаза, что в Вашей книге многие женщины
достаточно жестко, нелицеприятно отзываются о своем окружении, о сложившихся
формах быта, семейных отношениях…
- Естественно, что после
обретения независимости мы обращаемся к нашим традициям, к нашим обычаям, к
нашей культуре. Но та интеллигенция, которая пишет об этих традициях, в
советское время говорила одно, а сегодня уже совсем другое. На самом деле есть
традиции, которые стоит сохранять, и есть традиции, которые изжили себя. Надо
сохранять те традиции, которые являются общечеловеческими ценностями, а те,
которые связаны с патриархальным бытом, со средневековыми установками, и с
взглядом на женщину, как на существо второстепенное, конечно, нужно изживать.
Тем не менее, за эти 17 лет мы видим, что пропаганда, культивирование нашей особости,
обычаев, ритуалов, сегодня дает свои плоды, и наряду с образованными женщинами
появился большой слой узбекских женщин, которые считают, что они полностью
должны посвятить себя семье и детям. В этом нет ничего плохого, если это их
собственный выбор. Если не отказываться при этом от участия в общественной
жизни, от образования и вообще стремления к развитию... С одной стороны
рекламируется, что молодое поколение выбирает «кока-колу», с другой работает
реклама, что молодое поколение выбирает хиджаб. Причем выбирают и женщины и
мужчины, потому что мужчины часто принуждают своих жен и дочерей одевать такую
одежду.
Фергана.Ру: - Пришлось ли Вам сглаживать в Вашей книге острые
углы, исходя из этических соображений?
- Это было связано с тем,
как к написанному рассказу относились сами рассказчицы. Были ситуации, когда
женщины говорили: «Ну, может быть, вот про это не стоит писать, пожалуйста, вот
это исключите, потому что это кого-то может обидеть, может задеть». Таким
образом, самоцензуру участников моего проекта я всё же испытала.
Фергана.Ру: - В Вашей книге описывается жизнь женщин Узбекистана,
но издана она в России. Возможно ли сегодня издать подобную книгу в
Узбекистане?
- Конечно, моим читателем
должен быть, прежде всего, узбекский читатель. И я показывала эту книгу в
Узбекистане, но, к сожалению, некоторые «товарищи», используя старую
терминологию, сказали: «Вы знаете, вот это не пойдет, вот это надо сделать
по-другому». А еще в Узбекистане издавать дорого, потому что здесь нет
конкуренции, и издавать в Москве получается дешевле. Половину расходов оплатило
издательство, которое заинтересовалось книгой. Они выставили ее на книжной
ярмарке, и книгу купили – весь тираж был распродан.
Должна сказать, что я очень
благодарна женщинам, которые рассказали мне свои истории. Для меня открылся
совершенно другой мир этих женщин, и мои читатели, когда уже книга была издана,
сказали мне (это молодые люди, которые не помнят советское время): «То, что они
рассказывают, - там есть много ужасного. Но мы завидуем им, потому что у них
была уверенность в завтрашнем дне». Это еще одна тема, о которой стоит
задуматься. Потому что для всех героинь моей книги главным было собственное
развитие через образование. Сейчас стремление к развитию идет только через
деньги, через добывание денег. А добывание денег часто приходит в противоречие
с развитием через образование. Мне очень нравится история Гульнары Гафуровой:
девушка из сельской местности, из далекого сурхандарьинского кишлака приехала в
Ташкент, училась абсолютно бесплатно, стала доктором наук, - это, конечно, было
нашим слоганом в советское время. И сегодня я задумываюсь о том, что
возможности женщин в получении образования ограничиваются в связи с ростом вот
этого патриархального сознания в семье, и качество образования, конечно,
несравнимо с тем, которое имели возможность получить мы. Как бы мы ни
относились к нашей советской истории, видя все её черные стороны, я сожалею о
том, что мы не сохранили то, что следовало сохранить, а сохранили то, от чего
следовало бы отказаться, – коррупцию, страх, и неуважение к человеку. От этого
следовало бы отказаться, а оставить то, что служит развитию человеческой
личности.