В беседе с корреспондентом «Ферганы.Ру» Марфуа Тохтаходжаева рассказала о том, как у нее возникла идея создания книги, коллективным автором которой были бы сами женщины, и о том как эта книга создавалась.
- Идея книги появилась у меня в конце 90-х годов. У Фонда Сороса была такая программа - сбор устных историй. Такие истории собирала Марианн Камп, это были истории женщин, которые когда-то участвовали в худжуме. Худжум – это сжигание паранджи. Марианн Камп собирала истории, записанные в советское время, записанные в перестроечное время, и те, что были у нас зафиксированы в период независимости. И одни и те же женщины говорили о разных вещах и по-разному. И в советское, и в перестроечное время они, главным образом, говорили о том, что от них ожидают, и только где-то после 90-х годов они стали рассказывать истории, может быть, более приближенные к тому, что было на самом деле. Вот мы всегда представляли, что узбекские женщины – они обязательно в парандже, они обязательно такие забитые и так далее. Но уже в начале XX века, в десятых и в двадцатых годах были женщины, которые никогда не носили паранджи. Это были дочери, жены просветителей, и их истории особенно интересны тем, что многие из них участвовали в худжуме уже в качестве организаторов. Так вот Марианн Камп собрала истории этих женщин, скажем так, узбекских барышень, которые адаптировались к советской реальности, как бы меняя свою идентификацию. В историях, которые они рассказывали в советское время, все они представали дочерьми бедных крестьян или происходили из рабочей семьи, а на самом деле всё это было не так.

XX век очень неоднозначен, и очень интересен для историков. Меня удивляет, почему до сих пор нет книг по истории нашей страны в XX-м веке. Советская историография описывала одни стороны жизни и с идеологическим уклоном, после независимости идеология стала другой, она стала описывать всё это уже в другом свете, и то, что в советское время было белым, вдруг стало черным. А на самом деле и белое было, и черное было.

Так вот, меня это заинтересовало, потому что я хотела услышать правдивые истории. Когда я работала в Женском ресурсном центре, просуществовавшем почти 12 лет (был закрыт в конце 2005 года, когда власти запретили деятельность большинства узбекистанских НПО. – прим. ред.), я встречалась со многими женщинами по роду своей работы. Однако проблема заключалась в том, что собрать правдивые истории очень трудно (я уже не говорю о мужчинах, поскольку я сама работала журналисткой, и мне давали такие интервью, где правды, может быть, было процентов на пять - не больше). Работая с женщинами, я поняла, что можно добиться – не скажу полной правды – но, во всяком случае, достаточной открытости. Я выбирала героинь, которые не были знамениты своими постами, своим положением. Потому что с такими женщинами я тоже имела дело, но все их истории были очень однообразны: женщины говорили, какие они были хорошие, какие они были бескорыстные, и что их зря обидели, убрав с той или иной должности. Поэтому я решила, что это должна быть совершенно другая группа женщин. В процессе работы я встречалась с ними много раз, с некоторыми до десяти раз, чтобы проверить то, что было ими сказано или еще что-то добавить.
Фергана.Ру: - Бросается в глаза, что в Вашей книге многие женщины достаточно жестко, нелицеприятно отзываются о своем окружении, о сложившихся формах быта, семейных отношениях…

- Естественно, что после обретения независимости мы обращаемся к нашим традициям, к нашим обычаям, к нашей культуре. Но та интеллигенция, которая пишет об этих традициях, в советское время говорила одно, а сегодня уже совсем другое. На самом деле есть традиции, которые стоит сохранять, и есть традиции, которые изжили себя. Надо сохранять те традиции, которые являются общечеловеческими ценностями, а те, которые связаны с патриархальным бытом, со средневековыми установками, и с взглядом на женщину, как на существо второстепенное, конечно, нужно изживать. Тем не менее, за эти 17 лет мы видим, что пропаганда, культивирование нашей особости, обычаев, ритуалов, сегодня дает свои плоды, и наряду с образованными женщинами появился большой слой узбекских женщин, которые считают, что они полностью должны посвятить себя семье и детям. В этом нет ничего плохого, если это их собственный выбор. Если не отказываться при этом от участия в общественной жизни, от образования и вообще стремления к развитию... С одной стороны рекламируется, что молодое поколение выбирает «кока-колу», с другой работает реклама, что молодое поколение выбирает хиджаб. Причем выбирают и женщины и мужчины, потому что мужчины часто принуждают своих жен и дочерей одевать такую одежду.

Фергана.Ру: - Пришлось ли Вам сглаживать в Вашей книге острые углы, исходя из этических соображений?

- Это было связано с тем, как к написанному рассказу относились сами рассказчицы. Были ситуации, когда женщины говорили: «Ну, может быть, вот про это не стоит писать, пожалуйста, вот это исключите, потому что это кого-то может обидеть, может задеть». Таким образом, самоцензуру участников моего проекта я всё же испытала.

Фергана.Ру: - В Вашей книге описывается жизнь женщин Узбекистана, но издана она в России. Возможно ли сегодня издать подобную книгу в Узбекистане?

- Конечно, моим читателем должен быть, прежде всего, узбекский читатель. И я показывала эту книгу в Узбекистане, но, к сожалению, некоторые «товарищи», используя старую терминологию, сказали: «Вы знаете, вот это не пойдет, вот это надо сделать по-другому». А еще в Узбекистане издавать дорого, потому что здесь нет конкуренции, и издавать в Москве получается дешевле. Половину расходов оплатило издательство, которое заинтересовалось книгой. Они выставили ее на книжной ярмарке, и книгу купили – весь тираж был распродан.

Должна сказать, что я очень благодарна женщинам, которые рассказали мне свои истории. Для меня открылся совершенно другой мир этих женщин, и мои читатели, когда уже книга была издана, сказали мне (это молодые люди, которые не помнят советское время): «То, что они рассказывают, - там есть много ужасного. Но мы завидуем им, потому что у них была уверенность в завтрашнем дне». Это еще одна тема, о которой стоит задуматься. Потому что для всех героинь моей книги главным было собственное развитие через образование. Сейчас стремление к развитию идет только через деньги, через добывание денег. А добывание денег часто приходит в противоречие с развитием через образование. Мне очень нравится история Гульнары Гафуровой: девушка из сельской местности, из далекого сурхандарьинского кишлака приехала в Ташкент, училась абсолютно бесплатно, стала доктором наук, - это, конечно, было нашим слоганом в советское время. И сегодня я задумываюсь о том, что возможности женщин в получении образования ограничиваются в связи с ростом вот этого патриархального сознания в семье, и качество образования, конечно, несравнимо с тем, которое имели возможность получить мы. Как бы мы ни относились к нашей советской истории, видя все её черные стороны, я сожалею о том, что мы не сохранили то, что следовало сохранить, а сохранили то, от чего следовало бы отказаться, – коррупцию, страх, и неуважение к человеку. От этого следовало бы отказаться, а оставить то, что служит развитию человеческой личности.