Проекты НПО

 

В ноябре прошлого года в рамках проекта «Акниет - от изо­ляции к вовлечению людей в жизнь общества» в Шымкенте при Женском ресурсном центре (ЖРЦ) открылся учебный центр  профессионально-технического  обучения.     Он   положил начало социальному партнерству НПО, местных органов власти и образовательных структур в области неофициального образо­вания и обучения. На сегодня при центре действуют четыре обу­чающих курса: компьютерные, бухгалтерские, парикмахеров и швей. Слушатели их - в основном представители социально уяз­вимых слоев населения.

Дав им востребованную специальность и шанс трудоустроить­ся, учебный центр, таким образом, вносит свой вклад в снижение уровня безработицы, бедности и экономическое развитие региона. Проект финансируется Евросоюзом, а реализуют его в партнерстве с немецким Интернациональным союзом три НПО - «Мольдир» из Алматы, «Арай» из поселка Лепсы и наш ресурсный центр. Недав­но восемь представителей Казахстана побывали в Германии, где знакомились с деятельностью своего немецкого партнера. Из шымкентцев в составе делегации были директор центра Г. Каракулова и преподаватель компьютерных курсов А. Алдамуратова. Прежде чем рассказать о том, что они увидели в поездке, представлю их читателю. Гульнара - энпэошник со стажем. Женский ресурсный центр, созданный ею, действует уже десять лет. И за это время успешно реализовал немало социально значимых проектов. Уста­новив партнерские отношения с госструктурами, частным секто­ром, он совместно с ними решил проблемы водоснабжения одного из сел Сайрамского района, оказал поддержку малому бизнесу, помог с приватизацией дач на «Кайнар-Булаке» и ряд других.

Ажар - студентка II курса ЮКГИ им. Сапарбаева, но с солид­ным опытом работы в НПО. Причем благодаря именно ему она и студентка, и преподаватель одновременно. С нею и встретил­ся корреспондент и попросил поделиться впечатлениями. Прежде все, конечно, - о партнере.

 

ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

 

-Чем занимается Интернацио­нальный союз? Что можно перенять нам из опыта его работы?

- Союз - это своеобразное общество молодежной, социальной  и образовательной работы.  |Главный офис располагается во Франкфурте-на-Майне. А вообще в организации - 700 учреждений в 300 населенных пунктах Германии, в штате - десять тысяч сотрудников. И все же, несмотря на это и на статус НПО, финансируется в основном работа союза государством: несколькими федеральными министерствами и органами местной администрации. Поэтому и размах его деятельности впечат­ляет. Мы побывали в учебном центре г.Штуттгарта, где обучают более чем по 30 профессиональным направлениям. Естественно, его лаборатории и мастерские оснащены по самым современным требованиям. Более того, центр имеет свою медицинскую академию, объединяющую 10 спецшкол, где учатся уходу за престарелыми людьми или работе с социально уязвимыми слоями населения.

- В Германии это безработные?

- Не только. Из-за невысокой рождае­мости страна в 2004 году открыла «двери» для мигрантов. Но такого потока не ожи­дала. 10-15 процентов безработных - это мигранты. «Двери» пришлось закрыть. А для того, чтобы помочь адаптироваться и трудоустроиться приехавшим, - сроч­но открыть учебные центры. Здесь учат прежде всего языку, делопроизводству на нем, работе на компьютере, востребо­ванным в стране профессиям. Нам очень интересен опыт таких центров. Ведь у нас тоже есть мигранты: оралманы, переселенцы из Узбекистана, Таджикис­тана, которых тоже нужно обучать всему тому, что позволит им адаптироваться к новой среде, найти себе работу. Так что наш шымкентский центр в этом плане, я думаю, - только начало. Будем искать дополнительные источники финансиро­вания, чтобы расширить перечень курсов. Обратили внимание и еще на два момен­та. Во время обучения нас знакомили с методикой и спецификой преподавания инвалидам или отстающим в развитии. То есть любой человек, считают там, не должен чувствовать себя вне общества. Второй момент - организация практики. Курсантов охотно принимают двух, -трех, -четырехзвездочные гостиницы. Причем без ущерба для комфорта, стоимость про­живания в них для постояльцев ниже, чем в подобных. И все потому, что здесь рабо­тают курсанты. При гостиницах тоже есть учебные центры, где обучают на поваров, горничных, работников прачечных. А в одном из отелей оформили даже казахс­кую комнату. Приятно было видеть флаг нашей страны, картины с родными пейза­жами. Г. Каракулова дополнила их двумя наборами открыток о Казахстане.

- Семь дней - срок небольшой. Тем более, когда цель поездки - учеба. Но удалось что-то увидеть? И что больше всего впечатлило? Удивило?

- Культурная программа была не менее насыщенной, чем учебная. Мы посетили несколько музеев, Дворцы королей в Людвигсбурге, видели монумент «Крыла­тая Королева», побывали в театре, совер­шили экскурсии по обоим городам. В Рождество-это, конечно, просто сказка. Море огней, нарядных елок, удивитель­ная чистота, отсутствие смога - все маши­ны оборудованы фильтрами. Не удержалась - накупила подар­ков. И Новый год по-нашему мой сынишка встретил в объятиях большого игрушечно­го Санта Клауса. Удивило многое, но больше всего, поставлен человеческий фактор. Как писали рань­ше, «все во имя человека, все для блага человека». Но в СССР это так и осталось девизом. Сегодня в независимом Казахста­не он может стать реальностью. И НПО в партнерстве с властью и другими струк­турами по силам внести весомый вклад. Мы в этом убедились и вернулись с еще большим желанием работать и расширять свой учебный центр.

 

- Спасибо, Ажар. Успехов!

 

 28 января 2008 года. Н. КАЗОРИНА

НА СНИМКЕ: группа казахстанцев: в центре - Г. Каракулова, справа - А. Алдамуратова.

ФОТО А. АЛДАМУРАТОВОЙ