Проекты НПО
В ноябре прошлого года в рамках проекта «Акниет - от изоляции к вовлечению людей в жизнь общества» в Шымкенте при Женском ресурсном центре (ЖРЦ) открылся учебный
центр профессионально-технического
обучения. Он
положил начало социальному партнерству НПО, местных органов власти
и образовательных структур в области неофициального образования и обучения. На сегодня при центре действуют четыре обучающих курса: компьютерные, бухгалтерские, парикмахеров и
швей. Слушатели их - в основном представители социально уязвимых слоев населения.
Дав им востребованную специальность и шанс трудоустроиться, учебный центр, таким образом, вносит свой вклад в снижение
уровня безработицы, бедности и экономическое развитие региона. Проект финансируется Евросоюзом, а реализуют его в партнерстве
с немецким Интернациональным союзом три НПО - «Мольдир» из
Алматы, «Арай» из поселка Лепсы и наш ресурсный центр. Недавно восемь представителей Казахстана побывали в Германии, где
знакомились с деятельностью своего немецкого партнера. Из шымкентцев в составе делегации были директор центра Г. Каракулова
и преподаватель компьютерных курсов А. Алдамуратова. Прежде
чем рассказать о том, что они увидели в поездке, представлю их
читателю. Гульнара - энпэошник со стажем. Женский ресурсный
центр, созданный ею, действует уже десять лет. И за это время
успешно реализовал немало социально значимых проектов. Установив партнерские отношения с госструктурами, частным сектором, он совместно с ними решил проблемы водоснабжения одного
из сел Сайрамского района, оказал поддержку малому бизнесу, помог с приватизацией дач на «Кайнар-Булаке» и ряд других.
Ажар - студентка II курса ЮКГИ им. Сапарбаева, но с солидным опытом работы в НПО. Причем благодаря именно ему она
и студентка, и преподаватель одновременно. С нею и встретился корреспондент и попросил поделиться впечатлениями. Прежде
все, конечно, - о
партнере.
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
-Чем занимается
Интернациональный союз? Что можно перенять нам из опыта его работы?
- Союз - это своеобразное общество молодежной, социальной и образовательной работы. |Главный офис располагается во Франкфурте-на-Майне. А вообще в организации - 700 учреждений в 300 населенных пунктах Германии, в штате - десять тысяч сотрудников. И все же, несмотря на это и на статус НПО, финансируется в основном работа союза государством: несколькими федеральными министерствами и органами местной администрации. Поэтому и размах его деятельности впечатляет. Мы побывали в учебном центре г.Штуттгарта, где обучают более чем по 30 профессиональным направлениям. Естественно, его лаборатории и мастерские оснащены по самым современным требованиям. Более того, центр имеет свою медицинскую академию, объединяющую 10 спецшкол, где учатся уходу за престарелыми людьми или работе с социально уязвимыми слоями населения.
- В Германии это безработные?
- Не только. Из-за невысокой рождаемости страна в 2004 году открыла «двери» для мигрантов. Но такого потока не ожидала. 10-15 процентов безработных - это мигранты. «Двери» пришлось закрыть. А для того, чтобы помочь адаптироваться и трудоустроиться приехавшим, - срочно открыть учебные центры. Здесь учат прежде всего языку, делопроизводству на нем, работе на компьютере, востребованным в стране профессиям. Нам очень интересен опыт таких центров. Ведь у нас тоже есть мигранты: оралманы, переселенцы из Узбекистана, Таджикистана, которых тоже нужно обучать всему тому, что позволит им адаптироваться к новой среде, найти себе работу. Так что наш шымкентский центр в этом плане, я думаю, - только начало. Будем искать дополнительные источники финансирования, чтобы расширить перечень курсов. Обратили внимание и еще на два момента. Во время обучения нас знакомили с методикой и спецификой преподавания инвалидам или отстающим в развитии. То есть любой человек, считают там, не должен чувствовать себя вне общества. Второй момент - организация практики. Курсантов охотно принимают двух, -трех, -четырехзвездочные гостиницы. Причем без ущерба для комфорта, стоимость проживания в них для постояльцев ниже, чем в подобных. И все потому, что здесь работают курсанты. При гостиницах тоже есть учебные центры, где обучают на поваров, горничных, работников прачечных. А в одном из отелей оформили даже казахскую комнату. Приятно было видеть флаг нашей страны, картины с родными пейзажами. Г. Каракулова дополнила их двумя наборами открыток о Казахстане.
- Семь
дней - срок небольшой. Тем более, когда цель поездки - учеба. Но удалось что-то увидеть? И что больше всего впечатлило? Удивило?
- Культурная программа была не менее насыщенной, чем учебная. Мы посетили несколько музеев, Дворцы королей в Людвигсбурге, видели монумент «Крылатая Королева», побывали в театре, совершили экскурсии по обоим городам. В Рождество-это, конечно, просто сказка. Море огней, нарядных елок, удивительная чистота, отсутствие смога - все машины оборудованы фильтрами. Не удержалась - накупила подарков. И Новый год по-нашему мой сынишка встретил в объятиях большого игрушечного Санта Клауса. Удивило многое, но больше всего, поставлен человеческий фактор. Как писали раньше, «все во имя человека, все для блага человека». Но в СССР это так и осталось девизом. Сегодня в независимом Казахстане он может стать реальностью. И НПО в партнерстве с властью и другими структурами по силам внести весомый вклад. Мы в этом убедились и вернулись с еще большим желанием работать и расширять свой учебный центр.
- Спасибо, Ажар. Успехов!
28 января 2008 года. Н. КАЗОРИНА
НА СНИМКЕ: группа казахстанцев: в центре - Г. Каракулова, справа - А. Алдамуратова.
ФОТО А. АЛДАМУРАТОВОЙ